Высокий рейтинг на портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

ежедневно: 7:00-22:00

Летать на самолетах станет опасно?

2012-11-21T10:45:31+04:00
21.11.2012 10:40

С новым годом в странах-участницах Таможенного союза начнет действовать новый техрегламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту". О том, как изменится ситуация на топливном рынке со вступлением в силу данного техрегламента, а также о качестве нефтепродуктов в Алматы, рынке ГСМ рассказала в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" глава независимого центра экспертизы нефтепродуктов ORGANIC Акмарал КАЛМУРАТОВА.

- Акмарал Абдуллаевна, вы наверняка знакомы с текстом нового техрегламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", который должен вступить в силу 31 декабря нынешнего года. Со стороны российских экспертов очень много недовольства по поводу принятия этого техрегламента, в частности, по снижению требований к качеству авиационного топлива? Что вы можете сказать по этому поводу?

- Этот вопрос я поднимаю все время и поднимала у нас в министерстве нефти и газа. На заседании технического комитета в министерстве я сказала, что если мы согласимся с требованиями техрегламента касательно авиационного топлива и топлива для реактивных двигателей, где производители будут только декларировать продукцию, то завтра появятся мини-заводы, которые просто для получения разовой маржи будут производить реактивное топливо. В этом случае я первая откажусь от самолетов! Это серьезно. Если три главенствующих завода-изготовителя в настоящий момент проходят не только сертификацию, но и получают на выпущенное ими авиатопливо допуск в Москве, в государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации, где на испытательных аппаратах топливо проходит испытания, то техрегламент в части авиатоплива кроме декларации не регламентирует жестких требований по выпуску авиатоплива. Ведь ранее касательно авиатоплив обязательным требованием была не сертификация, а допуск авиатоплива в специализированных институтах. Их авиационное топливо проходит испытания, только после этого заводы сертифицируют, и они могут заявить декларацию о том, что они выпустили топливо и гарантируют безопасность. Техрегламент видимо разрабатывали люди, которые не являются производственниками и не знают этих моментов. Буквально месяц назад к нам в центр поступала заявка с мини-завода на сертификацию топлива для реактивных двигателей. На вопрос, что за производитель, нам ответили: мы - мини-завод. Да никогда я не дам сертификат такому производителю на производство реактивного или авиационного топлива! Даже при проведении контрольных испытаний на авиатопливо, не говоря о сертификационных, мы тщательно перепроверяем несколько раз. Ведь за этим стоят жизни людей! Мы всегда помним, что при использовании некачественного автобензина машина остановится, а при использовании в самолете некачественного авиатоплива - самолет упадет! Но есть органы по подтверждению соответствия, которые за пять тысяч тенге продадут любой сертификат на любой вид топлива, любой вид продукции. Вот в чем угроза и опасность, что техрегламент предоставляет возможность каждому, кто заявит о себе, выпускать реактивное топливо, ему дается право самому декларировать топливо.

- Получается, техрегламент даст возможность производить авиационное и реактивное топливо мини-НПЗ?

- Всем, кто имеет право на производство. Но сейчас все имеют право на производство. У нас около 28 мини-заводов, но реактивное топливо выпускают только три наших главных НПЗ (в Шымкенте, Павлодаре и Атырау – "ИФ-К"). У этих трех заводов есть отработанная технология, имеется допуск от россиян, там очень серьезный технологический регламент, при чем не только производства, но и транспортировки, доставки топлива. Не дай бог, где-нибудь капля воды или же мехпримесей попадет, фильтры забьются в самолете, вода застынет, вот и все!

Третьего апреля в Миннефти собирали всех производителей, собирали и нас – органы по подтверждению соответствия – и мы где-то около 20-25 замечаний вынесли по данному техрегламенту. Было очень горячее, спорное заседание, где очень активно участвовали и заводы-изготовители.

Заводы-изготовители поднимали вопросы касательно качественных характеристик топлив с целью выпуска качественного топлива. И конечно, когда мы подняли вопрос о мини-заводах, которые также намереваются выпускать авиатопливо, то крупные производители были крайне удивлены, зная серьезность возникающей проблемы.

Такие заседания являются хорошей площадкой для обсуждения вопросов нормирования качества, не только возникающие при производстве крупными заводами, но и для предупреждения возникающих проблем со стороны мини-производителей, с которыми сталкиваемся мы.

Ведь наряду с крупными заводами, такими как Павлодарский НХЗ, Атырауский НПЗ, ПетроКазахстан Ойл Продакт, в органы по подтверждению соответствия обращаются еще и мини-заводы. Данный техрегламент устанавливает требования не только для крупных заводов, но и для мини-заводов, которым дается "зеленый свет" через декларирование: без проблем, что хочу, то и произвожу, что хочу, то и декларирую, никто дальше их не проверит!

Проблема еще в том, что у нас есть пробел в законе "О госрегулировании оборота и производства нефтепродуктов". Какой? Контроль качества нефтепродуктов - его нет, он выпал из этого закона! Куда он девался и кто контролирует? У нас контролирует только комитет техрегулирования и метрологии министерства индустрии и новых технологий в год один раз, а вы представляете мини-завод, который будет выпускать в месяц несколько партий реактивного топлива?! Элементарно, на АЗС недобросовестные реализаторы могут торговать целый год некачественным топливом, а при плановой проверке один раз в год подготовиться и пройти без замечаний. Даже если будут штрафные санкции, то один день продажи фальсифицированного топлива покроет все затраты.

Ежемесячный мониторинг качества Алматы дисциплинирует менеджеров АЗС и дает результаты по снижению объемов партии некачественного топлива.

- Какие, на ваш взгляд, есть еще недоработки в данном техрегламенте? Как реагируют разработчики на эти замечания и реагируют ли вообще? Обещают ли внести изменения?

- Наверное, реагируют, если мы слышим из прессы, что они постоянно ездят, обсуждают в Москве поднятые вопросы. Буквально вчера разговаривала с ними, сказали, что да, вносим изменения, но я сама еще этих изменений не видела. Честно говоря, нас тоже много чем не устраивает данный техрегламент. Во-первых, декларирование производимой продукции. Декларирование может касаться только трех больших заводов. Желательно, чтобы независимые центры проводили испытания. В техрегламенте прописывается, что декларирование изготовитель может проводить без участия третьей стороны, но есть мини-заводы, которые сами себя будут декларировать, заявлять о своем качестве, но, извините, практика показывает, что именно с мини-заводов выходит всякое барахло, которое появляется у нас на рынке нефтепродуктов. И считаю, самым главным вопросом - это исключение из техрегламента требований к авиатопливу, у которого должны быть свои более жесткие требования. В прошлом году на конференции в Москве у меня состоялся разговор на эту тему с главным технологом Всероссийского научно-исследовательского института нефтепереработки В.Булатниковым. Он поддержал меня в данном вопросе.

Замечаний, конечно, много. Но любое новое дело проходит через барьеры, я с этим согласна. Естественно, мы все будем возмущаться, что-то нас не будет устраивать, но раз принят Таможенный союз, то нам надо с трех сторон принять гармоничные меры и правила, которые удовлетворяли бы и россиян, и нас, и белорусов, не ущемляя права второй или третьей стороны. В данном случае, да, очень много вопросов со стороны и Белоруссии, и России. Почему? Потому что они вперед ушли классом: если у нас Euro 2, то у них Euro 3. Естественно, они говорят, что если для Казахстана даны преференции, то из Казахстана пойдет к ним топливо классом ниже. Россияне возмущаются - почему их производителям запрещается выпускать нефтепродукты Euro 2, а в это время из Казахстана может поставляться топливо этого класса? Да, есть такие моменты, но, с другой стороны, наши заводы еще не готовы выпускать Euro 3, и мы ничего поделать с этим не можем. Естественно, нам нужно время для того, чтобы перейти на третий класс, но когда мы уже перейдем на Euro 3,то Россия будет переходить на Euro 4, и опять у них будут вопросы к нам. Но я думаю, это дело времени. Изменения все-таки, я считаю, должны быть внесены.

- С октября на рынке Казахстана появились нефтепродукты из Китая. Реализуются эти нефтепродукты в Алматы. Что вы можете сказать о качестве нефтепродуктов, поставляемых из Китая, и есть ли какое-то отличие от традиционно присутствующих на рынке нефтепродуктов? Какие виды китайского топлива завозятся?

- С октября этого года с Китая завозится автобензин марки АИ-93, АИ-97, третьего экологического класса – Euro 3. По качеству, конечно, наш отечественный автобензин уступает нефтепродуктам, ввозимым с Китая. Качество китайского бензина соответствует более высокому экологическому классу. Если у нас в стране пока производится автомоторное топливо Euro 2, то у них на класс выше. Мы были на заводе в Душаньцзы и проводили анализ состояния, обследовали само производство. Завод построен еще 1936 году Советским Союзом, потом был модернизирован, прошел реконструкцию, там довели глубину переработки до 92%. Только в лабораторию они вложили 100 млн юаней!

Мы провели испытания, которые подтвердили соответствие экологическому классу Euro 3 и выдали сертификаты. Очень хорош сам по себе продукт по качествe и то, что у него расход будет меньше, потому что плотность больше в сравнении с легким бензином нашего производства. Я думаю, что потребитель будет доволен.

- Вы проверяли непосредственно на заводе-изготовителе, а здесь, на месте, по прибытии?

- Мы проверяем на всех этапах цикла: и на заводе периодически, и по приходу, а также на нефтебазе в Алматы, где хранится топливо, на АЗС. То есть у нас с этой компанией – Sinooil - есть договоренность, что мы будем на каждом этапе проверять качество данных нефтепродуктов: и при хранении, и при транспортировке, и при реализации.

- Вы проверяете качество топлива только в Алматы?

- Да, мы базируемся в Алматы, но у нас есть заявки и по договорам мы проверяем качество нефтепродуктов и в других регионах. Допустим, "Газпром-нефть Казахстан" часто нам дают заявки, чтобы мы проверили их нефтебазы и в Алматы, и в Талдыкоргане, и в Шымкенте. Мы выезжаем, проверяем и предупреждаем о каких-либо отклонениях.

Естественно, если компания дорожит своим имиджем и репутацией, то она быстро реагирует на жалобы, при этом периодически проверяет и контролирует качество своих реализуемых нефтепродуктов.

- Год практически заканчивается, можете назвать самых злостных нарушителей по итогам этого года, которые были выявлены на рынке топлива?

- Мониторинг качества начинается в начале года и тогда выявляется очень много нарушений, а как только ежемесячно выезжаешь и контролируешь, уже дисциплинируются все участники рынка и в дальнейшем продаются более качественные нефтепродукты. Мониторинг, можно сказать, дисциплинирует всех участников топливного рынка. В начале года мы выявляли даже прямогонный бензин, то есть фракции бензина прямогонного с октановым числом, к примеру, вместо бензина АИ 92 продают вам прямогонный бензин кустарного производства с октановым числом 55. Это полуфабрикат, это сырье, это не товарный бензин! Вслед выезжал госнадзор по нашим результатам мониторинга и повторно обнаруживал данную партию. Были применены к этой компании меры административные, штрафы.

- А что за компания?

- ТОО "Арованна". Такие моменты выявляются вначале, а сейчас таких грубейших нарушений нет. Бывает, конечно, где-то случайно произошло смешение, или что еще, связанное с человеческим фактором.

- А с чем связан тот факт, что в начале года больше нарушений?

- Там, где топливо постоянно контролируется, там выявлений бывает меньше. Потому что не хочет участник рынка без конца при проверке закрываться, заниматься устранением нарушений. А когда нет системного контроля, тогда они, естественно, могут "баловаться". И оттого, что они где-то вместо бензина АИ 96 продадут 80 или 92, естественно, делают маржу на этом. Поэтому там, где есть контроль, там более дисциплинирован реализатор и продает качественное топливо. К нам постоянно звонят с других регионов и спрашивают, почему данный мониторинг проводится только в Алматы, почему не в Астане, почему не в других регионах Казахстана. В данном случае инициатором такого мониторинга в Алматы является исполнительная власть – управление природных ресурсов и регулирования природопользования акимата города Алматы. И поэтому все зависит от бюджета и исполнительной власти - если местные органы вкладывают в бюджет решение экологических проблем, а она у нас остро стоит в Алматы, то, естественно, вопрос решается.

- А от исполнительной власти других регионов Казахстана таких предложений не поступало?

- Пока нет, но я думаю, что на примере Алматы и, видя результаты мониторинга, а есть данные снижения индекса загрязнения атмосферного воздуха в Алматы из года в год, такой опыт начнет распространяться и в других регионах Казахстана. Я считаю, что это снижение идет еще и благодаря тому, что с каждым годом все меньше выявляется некачественных нефтепродуктов именно в Алматы. Да, в начале года есть такие выявления продажи некачественных партии ГСМ, но как только они узнают и по цепочке передают, что мониторинг начался, идет уже более дисциплинированное отношение к качеству нефтепродуктов.

- По количеству нарушений ежегодно есть ли тенденция их уменьшения?

- Да, выявлений несоответствий меньше с каждым годом, при чем реализатор уже знает, что скоро начнется мониторинг, и поэтому где-то многие готовятся. Но это в основном не крупные сети АЗС. На крупных сетях АЗС могут быть выявления нарушений, связанных с человеческим фактором: где-то кто-то случайно из менеджеров смешал, бывает такое, или что-то попало случайно. А такие грубейшие нарушения, как продажа нелегального нетоварного бензина, прямогонного бензина, это происходит на уровне мелких АЗС.

- Спасибо за интервью!


По данным компании:  Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"



Просмотров: 833
-----
Оставьте комментарий
Имя*:


Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

Почему мы?


100% результат

гарантия легитимности выдаваемых документов


Бесплатные консультации

развернутые консультации по необходимой Вам услуге


Скорость работы

сжатые сроки оформления сертификатов и всех подтверждающих документов


Реальный опыт

более 7 лет успешной практики и тысячи оформленных сертификатов


Стоимость

наши цены одни из самых
оптимальных на рынке данных услуг

Остались вопросы?








Нет, всё понятно

Наши клиенты